Художник Евгений Шмидт (1962) - самый успешный российский дока по эстетике и стилистике комиксов. Называет себя Otto Schmidt, Otto Von Tod и говорит, что живёт на Кипре. Среди его клиентов Toyota, Motorola, Schwarskopf, Gillette и многие другие. Он расскажет о себе сам:
- Расскажите о себе, пожалуйста.
- Я родился в вырос в Омске, городе печали и безысходности, согласно Луркоморью. В 1994 г. получил диплом преподавателя ИЗО и черчения в Омском худграфе. Лет 15 назад оказался в Москве... как-то так и остался. В 2008 г., после памятного августа, ушел в сеть из реального мира офисного планктона: многолетняя работа арт-директором и иллюстратором по найму убила всякое желание заниматься рекламой. Я занялся иллюстрацией и понял, что она приносит удовольствие, немного денег и осознание того факта, что мой уровень рисования далек от желаемого. В 2012 уже работал с анимационной студией Toonbox и покинул столицу.
- Выходит, иллюстрацией вы уже давно увлекаетесь...
- Мой опыт в этой области довольно скромен: когда занимаешься разными вещами, опыт везде растет медленно. 10 лет назад меня заметил один из “агентов тлетворного запада” Tommaso D’Allessandro и предложил помощь "на западном рынке". Я скептически воспринял эту затею, но согласился. Подписал контракт, и... чуда не произошло. Начались бесконечные тесты, иногда полноценные работы и попытки узнать о смысле жизни наемного художника на западе. В России до сих пор экзальтированные представления о ней. Да, есть гранды и монстры, но их мало. Основная масса - это "живущие на краю", имеющие несколько работ люди, которые тратят оставшееся время на рисование. Они, конечно, не бомжи (шутка), а просто живут скромно и пашут круглосуточно. Там не было тепличных условий советских художественных мастерских, госпремий или шабашек в колхозах. В России этого тоже почти не осталось, но дух воспоминаний витает и нет-нет, да звучит "государство обязано выдавать...". В Европе же сурово. Как и в США, Японии и прочих местах, где живут наемные иллюстраторы.
- Рисуете с детства?
- Да. Как только встал на ноги, подошел с красным карандашом к новым обоям и нарисовал "тетьку и бибику". Но желания быть художником не имел, рисование ощущал бонусом к Нормальной работе. Например, водителя-дальнобойщика. Или, хотя бы, дизайнера автомобилей. У меня были призы за участие в разных выставках, и я понимал, что умею рисовать значительно лучше сверстников, но недостаточно для таланта...
- А комиксами раньше занимались?
- В 10 лет мои небольшие стрипы печатали на последней полосе уездной газетки, получалась такая умильная картинка для родственников. В 1992 г. пытался издаваться и нарисовал 4 выпуска "Космической саги" по мотивам Гаррисона, Шекли и Желязны. Её издали наполовину: в типографии заявили, что нужны деньги на допечатку остального тиража, объяснив это "финансовой амортизацией". У студента таких денег не было, тираж пошел под нож.
- Жалко...
- ...но затем я понял: тогда было рано. В 2004-2009 гг немного тусовался среди коллег и делал обложки для украинского журнала К9.
- По-моему Вас хорошо знают на Западе и плохо в России. Так?
- Именно. Тираж артбука, на который я собирал финансирование через Kickstarter, почти на 90% ушел Западу. Например потому, что у Facebook-а "западная" аудитория. "Западная" в кавычках, у меня френды из Латинской Америки, Австралии, Китая, Индии, Японии и Турции с Ираном. ВКонтакте не соблазнил, Facebook показался более эффективной площадкой убийства времени.
- Ваши впечатления о Kickstarter? Будете еще использовать краудфандинг?
- Опыт с Kickstarter лучше иметь, чем не. На этот неоднозначный шаг меня сподвиг Паша Мунтян (CEO Toonbox). Знал бы я тогда все перипетии этой авантюры - не полез бы. В теории это идеальная площадка для старта. Но только для резидента Правильной страны: США, Великобритании, Австралии и, кажется, Японии. Вы должны иметь юридический адрес в одной из перечисленных стран, налоговый аккаунт и профиль на Amazon. Так же, платформа забирает свои 20% от общей суммы. Плюс к этому, по окончании акции всех участников обзванивают и спрашивают, точно ли они хотят потратить абонированную сумму на конкретный продукт. Были люди, к этому моменту передумавшие. К счастью, таких оказалось мало. В итоге, после финиша месяц уходит на подтверждение и перевод суммы на счет, а вы ничего не можете сделать! Типографияам нужна полная сумма, чтобы печатать, они ждать не могут, поэтому вы снова стоите в очереди за чудом... Фактически полгода сидите в ожидании денег, чтобы тут же их отдать и снова ждать.
Затем следуют вывоз и хранение тиража, потом его распространение адресатам. Это отдельная кровавая одиссея - работу нашей почты и таможни не вынесет никакой Kickstarter. Я не могу рассказать красочно, так как фактически весь объем страданий взял на себя Павел, ему нечеловеческое спасибо и орден за спасение на водах бездушного капитализма. Я же скромно выписывал извинения друзьям Фейсбука за задержку высылки. Юзеры Kickstarter не требовали казни... Хотя были крайне недовольные, в основном из России и СНГ. Теперь с момента окончания кампании прошел год, и только сейчас мы почти закончили высылать артбуки. Повторять это не хочу.
Такой экзотический путь (печать маленького тиража 1200 штук, почти за гранью окупаемости, адресная рассылка и никаких магазинов и сетей) был выбран из экономических реалий России - торговые сети скрывают реальные продажи, тиражи и жонглируют цифрами. Окупаться могло ооочень долго. И оказалось, что это было бы полнейшим фиаско в связи с событиями в Крыму, Украине, санкциями и самосанкциями - население покупает поесть, а не посмотреть. Посмотреть можно телевизор, он бесплатен.
Собранная сумма для меня стала неожиданностью. Я правда не ждал таких цифр. Непосредственно на печать ушло порядка 35 тысяч евро. А также не забываем про 20% процентов Кикстартера и про оплаты агентских для помощников за океаном, которые общались вместо меня с налоговыми службами США. Огромное количество денег съела рассылка тиража из России. Это чёрная дыра поглощения денег, которая ещё увеличилась падением курса валют.
- Дайте пару советов русским авторам, которые хотят попробовать Kickstarter.
- Молодым художникам советую хорошо подумать, зачем это им нужно. А зачем покупателям? Почему они купят именно вас? Думайте о своем покупателе и постоянно радуйте его ништяками. Это трудно. Нужно ещё и на жизнь как-то зарабатывать... Ваш продукт должен вписываться в западные ценности. Или общемировые: то есть, желательно избегать местечковости. Если ваша работа понятна большинству жителей Земли, а не только суровой русской душе, её купят вероятнее. Либо станьте обжигающе привлекательным и экзотичным. Правда на ниве экзотики чудовищная конкуренция, переросшая в рутину из многочисленных гениев и талантов.
- Расскажите о сотрудничестве с Marvel. Как это вообще получилось? Просыпаетесь утром, берете чашку кофе, открываете почту, а там письмо?
- Это началось 10 лет назад, после общения с моим будущим агентом из небольшого итальянского бюро. Тогда я получил возможность ознакомиться с уровнем работ "крепких середнячков итальянской и французской школы" и срочно занялся повышением своего уровня. Который оказался позорным, несмотря на мою большую коммерческую востребованность в Москве. Благодаря планомерной агентской работе, моим успехам (известность в соцсетях, тираж на Kickstarter, небольшие, но удачные публикации в Европе, благожелательные отзывы на тесты в DC Comics, хорошо сложившиеся отношения с Disney) делали свое дело: в Marvel решили, что "этот русский ничего так".
Нужно понимать стиль работы Большой коммерческой компании - они не любят рисковать. За необоснованные траты или провальные вложения там шкуру снимают. Да, они нуждаются в новых талантах, но крайне скептически пускают их в оборот. Долго присматриваются к новичку, прежде, чем дать ему возможности участия. Конкуренция высочайшая, почти лотерея. Мне иногда страшновато находиться на линии раздачи проектов с монстрами графики и сценаристами блокбастеров.
А так да - "наливаешь чашку кофе, открываешь почту, а там...", но 10 лет работы до этого времени.
- Трудно российским художникам на Западе...
- Не стоит зацикливаться на слове "Запад", деньги бывают везде. Работайте. Много. Будьте медийными. Вас должны цитировать и репостить. Ищите и выражайте смыслы, которые отзовутся в сердцах читателей всего мира, а не только России. Ищите свой уникальный стиль. Старайтесь не быть банальными, или находите банальностям новый контекст. Не бойтесь кражи ваших работ - увы, это сопутствующее зло. Станьте выше этого. Постарайтесь быть ярче, чем воры, и покупатель придет к вам. Делитесь. Дарите (хотя бы иногда) свои хай-резы. Пусть печатают или перепродают: это не упущенная прибыль, а крючок. В мире денег не так уж много бесплатного, потом они сами предложат вознаграждение. Это вернется к вам известностью и желанием купить хотя бы принт, если оригиналы не смогут себе позволить. Не сразу, конечно, а со временем, значительным временем.
Постарайтесь не иметь "больших тараканов по политическим, конфесиональнам, религиозным признакам". Будьте терпимым к другим людям, но держитесь достойно - вы продаёте свои руки, а не душу или задницу.
Если хотите иметь успех на Западе, нужно разделять ценности, понимать быт людей, которые там живут. Ненавидя это или терпя, как Штирлиц, вы максимально усложните собственную жизнь и, в конце концов, испортите реноме у издателей и читателей.
Впрочем, ещё можно тренировать лицемерие, но пахать всё равно придётся.
Интервью 5 марта 2015 г.
Евгений Шмидт
Gaudeamus, добро пожаловать
на форум актуального искусства! Тут:
- современная живопись, академичная и цифровая;
- современная симфоническая и камерная музыка, авангард;
- современный балет, постановки лучших хореографов;
- фильмы киноманам, именные и тематические подборки.
Регистрация
Страница 1 из 3
-
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
Евгений Шмидт
МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО "Я"
Стадный инстинкт
Обширные связи и частые аффекты поясняют отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы, однородность его реакций с реакцией других и адаптацию к уровню массы, низкому по определению. Масса как целое показывает нам больше: черты ослабления интеллектуальной деятельности, безудержность порывов, неспособность к умеренности и отсрочке, склонность к отводу эмоций через действия, регресс психики к более ранней ступени, которую мы привыкли находить у дикарей и детей.
Эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт "стадного индивида" слишком слабы, чтобы проявиться отдельно и ждут заверки повторением со стороны других. А сколько этих феноменов зависимости узаконено в конституциях, как мало там оригинальности и личного мужества, насколько индивид находится во власти предрассудков и т. п.. Загадка суггестивного влияния разрастается, если признать, что влияние исходит не только от вождя, но ещё и от каждого индивида на каждого индивида. Правда сущность массы без учёта вождя недоступна пониманию. Для него стадный инстинкт вообще не оставляет места, хотя как овцам без пастуха.
Корпоративный дух и т. д. не отрицают своего происхождения из первоначальной зависти. Социальная справедливость означает, что во многом себе отказываешь, чтобы и другим нужно было себе в этом отказать. Требование равенства есть корень социальной совести, и, неожиданным образом, проявляется у сифилитиков в их боязни инфекции. Ужас этих несчастных соответствует их бурному сопротивлению - бессознательному желанию заражать других, так как почему им одним надлежало заразиться, а другим нет?
Возникновение социального чувства имеет характер идентификации и настойчивого требования уравниловки, которое относится к овцам, а не к вождю - масса хочет единовластия над собой. Множество идентифицированных равных и один главарь - вот ситуация, типичная в жизнеспособной массе.
Итак, мнение Троттера (человек животное стадное) мы уточняем: животное орды с её главарём.Страница 1 из 3Часовой пояс GMT +3, время: 12:38.