Фёдор Шаляпин - 7

Фёдор Шаляпин

Gaudeamus, добро пожаловать

на форум актуального искусства! Тут:

  • современная живопись, академичная и цифровая;
  • современная симфоническая и камерная музыка, авангард;
  • современный балет, постановки лучших хореографов;
  • фильмы киноманам, именные и тематические подборки.

Регистрация
  1. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))



    Фёдор Шаляпин (1873-1938) - оперный и камерный певец (высокий бас), солист Большого и Мариинского театров, Метрополитен опера, первый Народный артист республики (1918-1927, 1991). В 1918-1921 гг художественный руководитель Мариинского театра. Занимался живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино.
    Шаляпин из бедняков, в детстве жил нищим и был певчим, осваивал сапожное ремесло, получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, потом учился в приходском и начальном училищах Казани.
    В 1889 г. поступил в труппу Серебрякова, статистом и хористом опереточной антрепризы. Первое личное выступление - партия Зарецкого в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. В 1890 года Ш. переместился в Уфу, стал работать в хоре местной оперетты, но соблазнился переезжей труппой Деркача и оказался в Тифлисе. Там начал брать уроки пения у нового друга Д. Усатова и выступать в тифлисской опере, исполняя первые басовые партии.
    В 1893 г. уехал в Москву, в 1894 оттуда в Питер, но карьера не удавалась, пока знаменитый меценат Мамонтов, державший оперный театр в Москве, не захотел Шаляпина. Фёдор пел у Мамонтова 4 года, получил громкую известность и развился как солист.

    Мамонтов сказал мне:
    - Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите. Если вам нужны костюмы - скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу.
    Впервые в жизни я почувствовал себя свободным и сильным.
    Ф. Шаляпин


    В 1899 году Шаляпин поступил на службу в Большой театр, в 1901 пел в Ла Скала.
    В 1915 г. дебютировал в кино, исполнив Ивана Грозного, потом (1917) дебютировал как режиссёр оперной постановки. С 1918 г. - художественный руководитель Мариинского театра, первым получивший звание Народного артиста республики.
    В 1922 г. Шаляпин уехал на гастроли за границу и не вернулся.

    Вернись
    теперь
    такой артист
    назад,
    на русские рублики -
    я первый крикну:
    - Обратно катись,
    Народный артист республики!
    В. Маяковский (1926)


    В 1927 г. Совнарком нашёл повод и лишил Фёдора звания Народного артиста.
    В 1932 г. Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Пабста "Приключения Дон Кихота".
    В 1938 г. Шаляпин умер от болезни.
     
    СЕРВИС
  2. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

  3. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Награды и звания:

    1902 - бухарский орден Золотой звезды III степени;
    1907 - Золотой крест Прусского орла;
    1908 - кавалер офицерского звания;
    1910 - звание солиста Его Величества русского царя;
    1912 - звание солиста Его Величества итальянского короля;
    1913 - звание солиста Его Величества английского короля;
    1914 - английский орден за особые заслуги в области искусства;
    1914 - русский орден Станислава III степени;
    1918 - звание Народного артиста республики (присвоено впервые);
    1925 - командор ордена Почётного легиона (Франция).
     
    СЕРВИС
  4. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

  5. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Уже в наше время был казус. Современники певца отмечали красоту и "невероятность могучего и всепроникающего голоса". Потом современников не осталось, а сохранившиеся записи были жуткого качества. Еле различая какое-то глухое пение сквозь шумы и трески, ценители недоумевали, почему "дядя Фёдор" был так популярен. Его успех объяснили выдающимся драматическим дарованием и "сценическим мастерством художественного слова". Якобы "высокий, статный, с выразительными чертами лица и пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях". То, что любезные апологеты не слышали, оправдали тем, что не видели)
    Ситуация изменилась в 1988 году, когда фирма EMI где-то перекупила записи получше и выпустила как собрание четырёх LPs. Кому посчастливилось познакомиться с этим комплектом, остаётся поражённым уникальным голосом Шаляпина на многе годы.
    Оттоманка располагает оцифровкой этих пластинок в лосслесс-формате и предлагает желающим послушать. Все другие издания Фёдора не имеют к его голосу практически никакого отношения.


     
    СЕРВИС
  6. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Фёдор Шаляпин
    Chaliapin 1873-1938


    Год выхода: 1988
    Жанр: opera
    Оригинал: пластинка
    Качество: 16/44
    Формат: flac (tracks)
    Сканы: нет
    Размер: 538 Mb

    Side 1
    01 - Glinka. A life for the tsar. They guess the truth (with piano by D. Pokhitonov)
    02 - Glinka. A life for the tsar. My dawn will come (with Korsakov-orchestra cond. E. Goossens)
    03 - Glinka, Bakhturin. Already the hour (with London symphony orchestra, cond. M. Steinmann)
    04 - Glinka. Ruslan and Ludmila. From the dark (with orchestra cond. I. Arkadiev)
    05 - Dargomyzjsky. Rusalka. You young girl (with London symphony orchestra, cond. M. Steinmann)
    06 - Dargomyzjsky. Rusalka. Good morrow (with London symphony orchestra, cond. M. Steinmann)
    07 - Rubinstein. The demon. Do not weep, child (with Korsakov-orchestra, cond. E. Goossens)
    08 - Rubinstein. The demon. On the airy ocean (with soprano Maria Kovalenko and orchestra F. Hampe)

    Side 2
    09 - Mussorgsky. Boris Godunov. Long life to the tsar Boris. My heart is heavy (with Paris russian opera chorus and orchestra, cond. M. Steinmann)
    10 - Mussorgsky. Boris Godunov. Yet one more last tale (with Imperial Moscow opera orchestra, cond. M. Semenov)
    11 - Mussorgsky. Boris Godunov. I have attained (with London symphony orchestra, cond. M. Steinmann)
    12 - Mussorgsky. Boris Godunov. Ah, I am suffocating (with London symphony orchestra, cond. M. Steinmann)
    13 - Mussorgsky. Boris Godunov. Once at eve (act 4, with orchestra F. Hampe)

    Side 3
    14 - Mussorgsky. Boris Godunov. Farewell my son. The bell! (with Korsakov-orchestra, cond. E. Goossens)
    15 - Borodin. Prince Igor. I can't conceal that boredom (with unknown chorus & orchestra)
    16 - Borodin. Prince Igor. No sleep, no rest (with orchestra J. Harrison)
    17 - Borodin. Prince Igor. Are you well, prince? (with Korsakov-orchestra, cond. E. Goossens)
    18 - Rimsky-Korsakov. Sadko. Against the cruel rocks (with piano by D. Pokhitonov)

    Side 4
    19 - Rossini. Il barbiere di Siviglia. La colunnia (with La Scala orchestra, cond. C. Sabajno)
    20 - Bellini. La Sonnambula. Il mulino, il fonte (with La Scala chorus and orchestra, cond. C. Sabajno)
    21 - Bellini. Norma. O druidi (with La Scala chorus and orchestra, cond. C. Sabajno)
    22 - Meyerbeer. Robert le diable. Le rovine son (with unknown orchestra)
    23 - Donizetti. Lucrezia Borgia. Vieni, la mia vendetta (with unknown orchestra)
    24 - Verdi. Ernani. Che mai veggio (with unknown orchestra)
    25 - Verdi. Don Carlos. Dormiro sol nel manto (with unknown orchestra)
    26 - Boito. Mefistofele. Ave signor (with La Scala orchestra, cond. C. Sabajno)

    Side 5
    27 - Gounod. Faust. Le veau d'or (with unknown orchestra)
    28 - Gounod. Faust. Il etait temps! (with unknown orchestra)
    29 - Gounod. Faust. Seigneur daignez permettre (with soprano F. Austral, chorus and orchestra, cond. A. Coates)
    30 - Gounod. Faust. Vous qiu faites (with unknown orchestra)
    31 - Delibes. Lakme. Lakme! (with unknown orchestra)
    32 - Flegier. De Vigny. Le cor (with orchestra, cond. G. Byng)
    33 - Massenet. Rouget de Lisle. Elegie (with piano I. Newton and cello C. Sharpe)
    34 - Massenet. Rouget de Lisle. La Marseillaise (with unknown orchestra)

    Side 6
    35 - Beethoven. Rellstab. In questa tomba oscura (with orchestra, cond. P. Pitt)
    36 - Schubert. Aufenthalt, D-957, No.5 (with unknown piano)
    37 - Glinka. Doubt (with unknown violin & piano)
    38 - Glinka. The midnight (with Korsakov-orchestra, cond. E. Goossens)
    39 - Mussorgsky. Song of the flea (with piano by G. Goozinsky)
    40 - Mussorgsky. Trepak (with orchestra, cond. P. Pitt)
    41 - Rubinstein. The prizoner, op.78, No.6 (with piano by J. Bazilevsky)
    42 - Rubinstein. The turbulent waters of Kur, op.34, No.9 (with orchestra, cond. L. Collingwood)

    Side 7
    43 - Tchaikovsky. Disappointment, op.65, No.2 (with unknown piano)
    44 - Tchaikovsky. The Nighttingale, op.60, No.4 (with piano by M. Rabinowitsch)
    45 - Glazunov. Chanson bachique, op.27, No.1 (with unknown orchestra)
    46 - Koenemann. When the king want, op.7, No.6 (with unknown piano)
    47 - Sokolov. The tempest rages (with unknown piano)
    48 - Sokolov. Luchinushka (unaccompaniment)
    49 - Folksong. The legend (with male choir RMC, Paris, cond. N. Afonsky)
    50 - Folksong. Stenka Razin (with piano by J. Bazilevsky)
    51 - Folksong. Mashenka (unaccompaniment)

    Side 8
    52 - Folksong. Night (unaccompaniment)
    53 - Folksong. Arise, red sun (with Afonsky choir and Balalaika orchestra)
    54 - Folksong. Black eyes (with Afonsky choir and Balalaika orchestra)
    55 - Nevstruev. Song of the needy piligrim (with Afonsky choir and Balalaika orchestra)
    56 - Wedel. Open the gates, op.79 (with Paris russian opera chorus, cond. D. Aristov)
    57 - Strokin. Now let us depart (with Paris russian opera chorus, cond. D. Aristov)
    58 - Gretchaninov. Glry to thee, o god (Litany), op.79 (with organ and mixed choir Metropolitan church, Paris, cond. N. Afonsky)
    59 - Archangelsky. The Greed (with organ and mixed choir Metropolitan church, Paris, cond. N. Afonsky)
    60 - Archangelsky. Sketch of a telephone (with S. Guitry and Y. Printemps)

    Оцифровка комплекта пластинок EMI Records EX 7 61065 1


    Считается лучшим изданием Шаляпина: качество и правда хорошее, учитывая возраст оригинала. Сканы - только этикетки дисков.

     
    СЕРВИС
  7. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

  8. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Как и полагается таланту, Шаляпин не пропускал ни одной юбки) Говорят, что приезжая в какой-то город (на гастроли) во второй раз, труппа смеялась от ежедневных визитов его поклонниц - с детьми от первого и словами "Феденька, это твоя доченька!"))
    А сам Феденька был двоежёнцем.
    Первой женой стала (в 1896 или 1898 г.) итальянская балерина Иола Торнаги, у них было пятеро детей. Заодно Шаляпин полюбил Марию Петцольд с двумя детьми от первого брака, у них родились ещё трое. В новой столице у Фёдора была одна семья, в старой другая. На Марии он тоже, в конце-концов, женился.



    Иола, если что, немедленно заводилась и начинала по-итальянски темпераментно бранить мужа, от чего Фёдор взвивался еще сильнее. А Мария все его ссоры и скандалы принимала в себя, как пуховая подушка: чем больше Шаляпин надрывался, тем мягче она становилась.
    Весной 1907 года в Париже (туда Шаляпина пригласил Сергей Дягилев для участия в концертах русской исторической музыки) Фёдор поселился с Петцольд в отеле "Мирабо", они часами бродили по парижским бульварам, завтракали на Монмартре и целовались в уютных уголках Люксембургского сада. Приехавший в Париж Сергей Рахманинов с первого взгляда раскусил парочку и понял: с Марией история не та, что с однодневными любовницами Фёдора. "Не советую, - серьёзно сказал он Шаляпину, - во-первых, сделаешь несчастными Иолу и пять детские душ и сам же себя за это съешь, во-вторых, тебя, беспутника, объявят двоежёнцем, как Горького. И поделом тебе будет!"
     
    СЕРВИС
  9. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

  10. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Почитать лирику о Шаляпине можно тут, например:

    Караван историй, №8, 2008 г.
    http://www.liveinternet.ru/users/3331706/post276820447/

    Фёдор Шаляпин. Цена успеха
    http://www.c-cafe.ru/days/bio/18/023_18.php

    Аргументы и факты, №7, 13/02/2008
    http://www.aif.ru/culture/person/1918

    Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России
    http://to-name.ru/biography/fedor-shaljapin.htm

    А у нас галерея отреставрированных фотографий и ещё кое-что
     
    СЕРВИС
  11. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

  12. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Одну из фотграфий Шаляпина раскрасили на компьютере:

     
    СЕРВИС
  13. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))

    Портреты Шаляпина и всякая живопись:


    Валентин Серов. Шаляпин
     
    СЕРВИС
  14. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Николай Кузнецов. Портрет Шаляпина
     
    СЕРВИС
  15. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Константин Коровин. Шаляпин (1905)
     
    СЕРВИС
  16. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Константин Коровин. Шаляпин (1911)
     
    СЕРВИС
  17. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Константин Коровин. Шаляпин (1921)
     
    СЕРВИС
  18. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Boris Grigoriev. Retrato de Fiodor Chaliapin (1918)
     
    СЕРВИС
  19. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Борис Кустодиев. Портрет Шаляпина (1922)
     
    СЕРВИС
  20. Аватар для Ильинская

    Ильинская aero undine deive

    Людоедка Эллочка

    люблю, когда всё наоборот

    ненавижу Обломова))


    Константин Коровин. Шаляпин с дочерью. У открытого окна (Дочери Шаляпина, 1916)
     
    СЕРВИС
Фридрих Ницше

ВЕСЁЛАЯ НАУКА.
О благородстве


Вкус натуры значимой ценит исключения, которые остальных не трогают и выглядят лишёнными сладости; у этой натуры своя мера стоимости. Она не полагает в идиосинкразии вкуса эту меру, даже принимает личные понятия за общезначимые и так упирается в тупик. Она верит, что подобная шкала (неявно) присуща многим людям, а вера исполняет её пыла и красноречия.
Сознательность - позднейшая ступень развития органического, поэтому наиболее недоделанное и немощное в нём. Не будь смирительная рубашка инстинктов сильнее, человечество погибло бы от извращённых суждений и бредов наяву. Люди мнят себя уже сознательными и прилагают мало усилий к тому, чтобы ими стать. Новая и едва ли ясно различимая цель - усвоить знание и сделать его инстинктивным. Покуда мы усваивали заблуждения, на которых наша сознательность и покоится.
Мы не имеем античного благородства, т. к. не имеем понятия об античном рабе. Грек находил между собой и рабом чудовищное количество промежуточных ступеней, а мы привыкли к учению о равенстве, хотя и не к самому равенству. Подневольное существо, лишённое досуга, не выглядит в наших глазах чем-то презренным, ибо мы и сами такие, по условиям общественного порядка. Греческий философ жил с тайным ощущением, что рабов намного больше, чем думают - каждый суть раб, если он не философ, и все они рабы философа. Ныне слово "раб", даже как сравнение, лишено полной силы.
Искать работу для заработка - в этом сходны почти все жители цивилизованных держав. Работа видится как средство, а не цель; оттого у них мало разборчивости, когда мерещатся барыши. Но бывают редкие люди, которые охотнее погибли бы, чем работали без интереса. Они оценивают работу не деньгами, а удовольствием, будь это даже тяжелейший, суровый труд. Иначе остаются решительными лентяями, игнорируя обнищание, бесчестье, опасность для здоровья и жизни.
Часовой пояс GMT +3, время: 16:58.
Для просмотра газеты целиком нужен БОЛЬШОЙ экран)