Николай Рославец (1881-1944) - выдающийся композитор-новатор.
Родился в г. Сураже Черниговской губернии, мы об этом даже не догадывались на первой Оттоманке: Николай изменил биографию от полной безысходности. Губернский центр "обернулся" глухим селом Душатиным, а социальный статус отца, царского чиновника, грозивший автоматическим зачислением в "лишенцы" - принадлежностью к беднейшему крестьянству. Эта фальшивка стала официальной биографией композитора в СССР.
Рославец оказался в Курске и поступил в музыкальные классы. Потом учился в Московской консерватории, окончил её с двумя дипломами. Выпускная работа, мистерия "Небо и земля" по Байрону (1912) была удостоена большой серебряной медали, а её автор - звания свободного художника.
Николай был одним из лидеров АСМ - Ассоциации современной музыки, развившей принципы "современничества" и поддерживавшей контакты с Западом, работал ответственным редактором журнала "Музыкальная культура". Преподавал в Ельце, Харькове и Москве, служил в Госиздате.
Свои лучшие годы Рославец провёл с любимой первой женой Наташей (урождённая Наталья Ланговая, 1888-1957). Тестем композитора был преподаватель Императорского университета, профессор, член совета Третьяковской галереи и просто одна из самых колоритных фигур дореволюционной Москвы, имевшая особняк в центре столицы, где Николай "вращался" среди культурной и светской элиты.
В 1920-х годах Р. стал объектом жестокой травли со стороны пролетарских музыкантов: в статьях В. Белого, Л. Калтата, Л. Лебединского и др. он был объявлен представителем буржузного упадничества, чуждым и враждебным пролетариату, формалистом и т. д. В 1927 г., опасаясь мер, Николай передал чемодан с рукописями брату, жившему на Украине. В 1936 г. семью брата репрессировали, и рукописи погибли. После начала открытых политических процессов в стране Рославец был причислен к вредителям, троцкистам и в 1930 г. обвинен в покровительстве Ассоциации московских авторов, "разоблачённой в пропаганде лёгкой музыки и распространении контрреволюционной литературы". Дело Рославца, инициаторами которого явились В. Белый, А. Давиденко, В. Клеменс, Ю. Келдыш, С. Корев, М. Коваль, З. Левина , Г. Поляновский, А. Сергеев, Б. Шехтер и др. закончилось запретом работать по профессии. Обвиненный в правом оппортунизме, торговле идеологией и т. д., Рославец был вынужден к признанию своих "политических ошибок".
В 1931-1933 г. работал в Ташкентском музыкальном театре. В 1933 г. вернулся в Москву, где бедствовал и подвергался постоянным унижениям: Рославцу не удавалось получить работу, со всех должностей его увольняли, не выплачивали гонораров. По свидетельству любимого ученика Рославца, П. Теплова, в 1938 г. готовилась репрессия - Гулаг или расстрел, о чём враги композитора говорили как о свершившемся факте. В 1939 г. Рославец пережил тяжелый инсульт, приведший к временной потере речи и частичному параличу. Скончался после второго инсульта.
Николай Рославец
Gaudeamus, добро пожаловать
на форум актуального искусства! Тут:
- современная живопись, академичная и цифровая;
- современная симфоническая и камерная музыка, авангард;
- современный балет, постановки лучших хореографов;
- фильмы киноманам, именные и тематические подборки.
Регистрация
-
ТВОРЧЕСТВО И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Рославец - один из крупнейших новаторов в истории музыкальной культуры XX века, создатель "новой системы организации звука", техники "синтетаккорда". Начиная с В. Каратыгина, музыкальные критики называли Рославца русским Шёнбергом. В его системе освоение хроматики сочетается с достаточно жесткими правилами, напоминающими принципы додекафонии. Эта система во многом отличается от серийной техники, допускает большую гибкость и свободу.
Как и многие представители классического авангарда, Рославца отличала жажда нового, свободы и эксперимента. Ранние программные заявления обнаруживают отчетливое сходство с футуристскими манифестами; композитор дружил с К. Малевичем (с детства), был тесно связан с В. Каменским, А. Лентуловым и др., печатался в футуристских журналах, обложки его сочинений оформляли футуристы. В то же время он не вписывался в этот круг, о чём говорил даже Малевич. Заметны преемственные связи Рославца с символизмом и модерном, его пряной декоративностью. Стилистическая многозначность определила во многом дальнейшую эволюцию творчества композитора.
Парадоксальный синтез новаторства и академизма, устремленность к нарушению канона и одновременно - к строгой организации определили творческую индивидуальность композитора, его стиля. Проницательно выделил это единство Л. Сабанеев: "У Рославца тектонизм, его музыка - выражение организованного психического мира". Логическая завершенность системы, последовательность в проведении композиционной идеи, аналитическая направленность творчества вызывали как восхищение, так и ожесточенные нападки.
В 1920-е гг. композитор отдал много сил "монументальной пропаганде" в музыке. Наряду с кантатой "Октябрь" (1927), песнями и хорами, он создал грандиозное полотно симфонической поэмы "Комсомолия" (1928) - шедевра музыки XX века, попавшего под идеологический запрет и ещё ожидающего признания. Развивая свою систему, подчеркивая её синтезирующий характер, Рославец приходит к открытию смешанной гармонической техники, идеи которой лягут в основу многих музыкальных концепций с начала 1960-х годов.
Спад творческой и прекращение общественной деятельности Рославца сказались на художественном уровне произведений 1930-х гг. (в том числе на написанном в Ташкенте балете-пантомиме "Пахта" (Хлопок) и других сочинениях на ориентальную тему). Но композиционное мастерство отличает и позднее творчество Рославца, особенно камерно-инструментальные сочинения. К вершинным проявлениям "новой системы организации звука" в её поздней фазе относится Камерная симфония (1934-35).
Интернет
СЕРВИС -
Николай Рославец
СЕРВИС -
Николай Рославец
Complete music for cello and piano
Год выхода: 2001
Жанр: avant-garde
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: есть
Размер: 217 Мб
01 - Meditation
02 - Cello sonata No.1
03 - Five preludes. Andante affettuoso. Con moto. Lentoso
04 - Five preludes. Allegretto con moto. Piu vivo. Tempo primo
05 - Five preludes. Lento. Piu mosso, fantastico. Tempo primo
06 - Five preludes. Lento. Stretto (poco agitato). Piu tranquillo. Tempo primo. Piu lento
07 - Five preludes. Lento. Rubato
08 - Cello sonata No.2
09 - Dance of the white girls
IVASHKIN, Alexander (cello)
LAZAREVA, Tatyana (piano)
СЕРВИС -
Николай Рославец
Violin sonatas No.1,4,6. 3 dances
Год выхода: 2006
Жанр: avant-garde
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: есть
Размер: 288 Мб
01 - Violin sonata No.6. First movement
02 - Violin sonata No.6. Second movement
03 - Violin sonata No.6. Third movement
04 - Violin sonata No.4. Allegro con spirito (non troppo allegro)
05 - Violin Sonata No.1. Allegro non troppo
06 - Three dances. Walzer (lento ma sempre fantastico)
07 - Three dances. Nocturne (mModerato assai)
08 - Three dances. Mazurka (risoluto)
SOROKA, Solomia (violin)
GREEN, Arthur (piano)
СЕРВИС -
Николай Рославец
Violin concertos
Год выхода: 2008
Жанр: avant-garde
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: есть
Размер: 236 Мб
Violin concerto No.1 (1925)
01 - Allegretto grazioso. Cadenza
02 - Adagio sostenuto
03 - Allegro moderato, risoluto
Violin concerto No.2 (1936)
04 - Allegro moderato
05 - Adagio
06 - Finaleю Allegro giocoso
IBRAGIMOVA, Alina (violin)
BBC SCOTTISH SYMPHONY ORCHESTRA
VOLKOV, Ilan (conductor)
СЕРВИС -
Книга:
Марина Лобанова
Николай Андреевич Рославец и культура его времени
М., Петроглиф, 2011
PDF, отсканированные страницы + слой распознанного текста, 12 Мб.
Настоящая монография - итог исследовательской работы над архивными материалами.
Николай Рославец
In den studen des neumonds. Konzert fur violine und orchester No.1
Год выхода: 1993
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: есть
Размер: 253 Мб
01 - In den studen des neumonds (1910)
Konzert fur violine und orchester No.1 (1925)
02 - Allegretto grazioso
03 - Adagio sostenuto
04 - Allegro moderato. Risoluto
Татьяна ГРИНДЕНКО (violin)
RUNDFUNK-SINFONIEORCHESTER SAARBRUCKEN
Heinz HOLLIGER
Представленные на диске в блестящем исполнении симфоническая поэма "В часы новолуния" и Первый скрипичный концерт относятся к ярчайшим работам Рославца и позволяют оценить масштаб его творческой личности и глубину композиторского таланта.
Интернет
Николай Рославец
Piano music
Год выхода: 1997
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (tracks)
Сканы: есть
Размер: 197 Мб
Three compositions (1914)
01 - Adagio (Nobilissimo)
02 - Agitato con passione
03 - Allegretto grazioso
Three etudes (1914)
04 - Affetamente
05 - ('Pianissimo') Con dolce maniera
06 - Burlando
07 - Piano sonata No.1 (1914)
08 - Prelude. Largo (1915)
Two compositions (1915)
09 - Quasi prelude. Tres modere
10 - Quasi poeme. Lent
11 - Piano sonata No.2 (1916)
Two poems (1920)
12 - Allegretto. Fervido
13 - Moderato. Sempre poco rubato
Five preludes (1919-1922)
14 - Andante affettuoso
15 - Allegretto con moto
16 - Lento
17 - Lento
18 - Lento. Rubato
19 - Piano sonata No.5 (1923)
Marc-Andre HAMELIN
Николай Рославец
Works for cello and piano
Год выхода: 2011
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: есть
Размер: 189 Мб
01 - Cello sonata No.1
02 - Meditation
03 - Cello sonata No.2
04 - Dances of the white maidens
05 - Viola sonata No.1 (version for cello and piano)
Lachezar KOSTOV (cello)
Viktor VALKOV (piano)
Сканы есть условно)
Так и есть, его музыка враждебна культурному дебилизму СССР. Не понимаю, чего Рославец не бежал из того сортира в полноценную страну.СЕРВИСЕго не оставили в покое даже на кладбище. М. Лобанову, посмевшую сыграть Рославца (1980) обвинили в "нелегальных связях с Западом" (хотя она была невыездной) и распорядились на счёт увольнения из Московской консерватории, лишения научной степени и права на преподавание, а заодно применения карательной психиатрии с диагнозом "вялотекущая шизофрения".
Потом советская шестёрка Т. Хренников, председатель союза композиторов (или типа этого) добивался осуждения и казни человека, помогавшего Schott und Sohne восстановить наследие Рославца. Тогда за личный гонорар валютой была удобная статья вплоть до расстрела.
Рославец был так ненавистен партийной быдлятине, что лучшей рекомендации сейчас и не придумаешь.
Хоха, почитай книгу Лобановой, там даже сканы первоисточников. Враждебной пролетариату называли ещё "фокстротчину" и "цыганщину", любимые народом.
МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО "Я"
Стадный инстинкт
Обширные связи и частые аффекты поясняют отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы, однородность его реакций с реакцией других и адаптацию к уровню массы, низкому по определению. Масса как целое показывает нам больше: черты ослабления интеллектуальной деятельности, безудержность порывов, неспособность к умеренности и отсрочке, склонность к отводу эмоций через действия, регресс психики к более ранней ступени, которую мы привыкли находить у дикарей и детей.
Эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт "стадного индивида" слишком слабы, чтобы проявиться отдельно и ждут заверки повторением со стороны других. А сколько этих феноменов зависимости узаконено в конституциях, как мало там оригинальности и личного мужества, насколько индивид находится во власти предрассудков и т. п.. Загадка суггестивного влияния разрастается, если признать, что влияние исходит не только от вождя, но ещё и от каждого индивида на каждого индивида. Правда сущность массы без учёта вождя недоступна пониманию. Для него стадный инстинкт вообще не оставляет места, хотя как овцам без пастуха.
Корпоративный дух и т. д. не отрицают своего происхождения из первоначальной зависти. Социальная справедливость означает, что во многом себе отказываешь, чтобы и другим нужно было себе в этом отказать. Требование равенства есть корень социальной совести, и, неожиданным образом, проявляется у сифилитиков в их боязни инфекции. Ужас этих несчастных соответствует их бурному сопротивлению - бессознательному желанию заражать других, так как почему им одним надлежало заразиться, а другим нет?
Возникновение социального чувства имеет характер идентификации и настойчивого требования уравниловки, которое относится к овцам, а не к вождю - масса хочет единовластия над собой. Множество идентифицированных равных и один главарь - вот ситуация, типичная в жизнеспособной массе.
Итак, мнение Троттера (человек животное стадное) мы уточняем: животное орды с её главарём.Часовой пояс GMT +3, время: 16:59.