Тигран Мансурян родился в Бейруте (Ливан, 1939). В конце 1940-х годов репатриировался в советскую Армению. Окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции (1965), потом аспирантуру (1968).
В 1963-1964 годах - концертмейстер Ереванского хореографического училища.
В 1964-1965 годах - музыкальный редактор армянского радио и телевидения.
В 1967-1986 годах преподавал в Ереванской консерватории, затем (1992-1995) был её ректором.
Награждён премией Ленинского комсомола Армении (1968), номинант двух премий Грэмми.
Автор музыки более чем к 100 художественным и документальным фильмам, которая, по-моему, не интересна вообще. Но серьёзные опусы Тиграна - иной уровень, замечательная "современная классика". Даже не верится, что пьески для фильмов и струнные квартеты написал один человек.
Его сестра Аракс Мансурян - армянская оперная певица.
Тигран Мансурян
Gaudeamus, добро пожаловать
на форум актуального искусства! Тут:
- современная живопись, академичная и цифровая;
- современная симфоническая и камерная музыка, авангард;
- современный балет, постановки лучших хореографов;
- фильмы киноманам, именные и тематические подборки.
Регистрация
-
Тигран МансурянТигран Мансурян
Konzert fur violoncello etc.
Год выхода: 1997
Жанр: avant-garde
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (tracks)
Сканы: нет
Размер: 211 Мб
Konzert fur violoncello und streichorchester
01 - Sereno. Dolce
02 - Mobile. Quasi parlando
03 - Ohne bezeichung
Konzert fur violine, violoncello und streichorcheste
04 - Concentrando
05 - Sostenuto
Konzert fur violine und streichorchester
06 - Ohne bezeichung
Liana ISSAKADZE (violine, leitung)
Ivan MONIGHETTI (violoncello)
GEORGISCHES KAMMERORCHESTER INGOLSTADT
Тигран Мансурян
Monodia
Год выхода: 2004
Жанр: avant-garde
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (tracks)
Сканы: есть
Размер: 480 Мб
CD1
01 - ...and then I was in time again. Concerto for viola and orchestra (1995). Allegro, quasi recitando
02 - ...and then I was in time again. Concerto for viola and orchestra (1995). Lento, cantando
03 - Concerto for violin and string orchesta (1981)
KASHKASHIAN, Kim (viola)
KAVAKOS, Leonidas (violin, 3)
MUNICH CHAMBER ORCHESTRA
POPPEN, Christof (conducted)
CD2
01 - Lachrymae, for soprano saxophone
По-моему этот альбом - очень разная, неравноценная музыка. Второй CD уже нелегко дослушать... и это не авангард.
Тигран МансурянИНТЕРВЬЮ С ТИГРАНОМ МАНСУРЯНОМ
- Вы родились в Бейруте и переехали с семьей в советскую Армению. Какие воспоминания остались у Вас от детства?
- Дома у нас царил культ классической музыки, фамилии Шуберт, Шопен, Бетховен, Моцарт мы знали с самого детства. Когда они звучали по радио, мы должны были проявить глубокое уважение - прекратить любые занятия и отдаться слушанию. В 1947 году, когда репатриировались в Армению из Бейрута, мне было восемь лет... Мы жили в Артик-Туфе, там я закончил семилетнюю школу. Сейчас в Артике есть музыкальная школа, а тогда ее не было, и музыкой начал заниматься самостоятельно... В жизни я снова и снова становился самоучкой... Есть роман о Джеке Лондоне - “Моряк в седле”, вот и я после моря оказался в горах... Шок от разницы... во всём... В Бейруте я два года учился во французской католической школе с ее утонченной атмосферой, а тут попал в город каменных рудников, где добывали туф и люди жили в страшном напряжении. Эта работа накладывала очень сильный отпечаток на "каменные поколения". В конечном счете, от напряжения и стресса я заболел... Но по сей день очень люблю и город, и людей, и весь Ширакский район. Я много читал, писал стихи и существовал в своей реальности, хотя одновременно жил обычной жизнью советского школьника.
- А музыка? Помните свою первую попытку? Что вдохновило?
- Однажды вечером я увидел трофейный немецкий инструмент. Это было в рабочем клубе, рядом сидели рабочие и играли в шахматы. Я не мог от него оторваться! Стал наигрывать не зная нот, фантазировать, то есть сочинял, как мог. Вот и пошло, и пошло... Чтобы поступить в музучилище, я самостоятельно выучил ноты, теорию музыки, сольфеджио, это было очень трудно. С тех пор музыка - мое личное дело.
- В советское время вы считались композитором-авангардистом, а во время недавней “Недели советского авангарда” ваши произведения исполнялись в Линкольн-центре наряду с сочинениями Шнитке, Канчели, Губайдуллиной, Пярта, Сильвестрова. Считаете ли Вы себя авангардистом в искусстве?
- Когда я закончил консерваторию и готовился войти в жизнь, то понял, что учиться надо заново - современной музыке, которую в Советском Союзе, практически не знали. Еще будучи студентом я успел познакомиться с Сильвестровым в Киеве, с Пяртом в Эстонии, а также с Болконским, Шнитке, Губайдуллиной, Денисовым. От них у меня и появились первые записи, партитуры, теоретические труды, все на уровне самиздата. Появился учебник по системе додекафонной музыки Шенберга. Я покупал книги на французском языке и начал усердно и заново учиться, это время для меня тоже оказалось непростым... В начале 70-х годов одно из моих сочинений попало в руки Булеза, мэтра современного авангарда во Франции, и он его сыграл. Это стало знаком того, что я на верном пути... А после консерватории я занимался самообразованием и скоро понял, что это удел на всю жизнь... Когда увлекаешься новой музыкой, это естественно и органично ведет тебя к старинной добаховской музыке...
- Ваши вкусы менялись...
- Это годы поисков, мучений, кропотливого труда. Европа всегда смотрела на Восток и обогащала себя оттуда. Европейский авангард многое знает о музыке Востока, Африки и многое перенял - когда изучаешь технический арсенал европейской музыки вместе с ее эстетикой, видишь, что их привлекает, куда привел этот путь в атональной музыке, что ищет авангард. Комитас записывал фольклорную музыку с помощью хазов, а потом переводил на европейскую знаковую систему. Хазы служат для отображения модальной, ладовой музыки, системы нетемперированного звукоряда, где присутствуют четвертьтона. В европейской музыке мы имеем дело с темперированным звукорядом (где высота звуков соседних клавиш отличается на полтона. - прим. ред. ). Поэтому, переходя на европейскую систему нотной записи, Комитас неизбежно упрощал, огрублял. Несколько песен в его исполнении записано в Париже начала XX века, он поет четвертьтона, а в европейской нотации стоит вообще другое. Я учился пониманию четвертьтонов, учился ими манипулировать.
- Есть ли нечто общее, что можно охватить понятием “армянская музыка”?
- Ради познания скрытых глубин человечество предпринимало громадные усилия... есть важные вещи, относящиеся к дохристианскому периоду. Искусство это взаимосвязи, не существует закрытого, локального искусства.
- Среди старшего поколения редко встретишь человека, столь же оптимистичного, как Вы по отношению к настоящему и будущему искусства...
- Сейчас одновременно происходят и разрушение, и активное созидание. Наша молодежь - это люди компьютера, владеющие языками. У них друзья повсюду, во всем мире. Я их очень люблю. Я верю в них, это поколение сделает свое дело уже на здоровой основе. Наше поколение было искалечено, советский композитор, советский художник - это калеки, которых надо постоянно поддерживать. Они не могут сами по себе существовать, не в состоянии обеспечить себя, так их приучили, отняв личную инициативу. Молодые сами зарабатывают себе на жизнь, устраивают себе поездки, получают заказы. Если ты одарен, ты всюду интересен...
- Ваши диски выпускались знаменитой в кругах подлинных ценителей музыки компанией ECM, а ваш альтовый концерт с диска “Monodia”был номинантом премии “Грэмми” за 2004 год...
- На этом диске три моих новых сочинения и одно старое, 80-х годов. Мой альтовый концерт действительно был номинирован на “Грэмми”... номинируются пять лучших сочинений, выпущенных за год... Концерт был написан в 1995 году для Ким Кашкашян, мы очень долго над ним работали, несколько лет встречались, уточняли детали. Она попросила записать для нее, как я ощущаю природу произношения, интонации, логику интонации. Так мы начали, потом шлифовали несколько лет, пока она не решила исполнять произведение - играла его в Европе, в разных городах. Слушая первые записи концертных исполнений, я поражался, как долго ей аплодируют...
Каковы ваши ощущения в целом от музыки, звучащей в современном мире?
Меня интересует новая музыка, но в разной степени. Музыкальный мир сейчас очень богат, мой интерес там, где соприкасаются Восток и Запад. Я слушал Терри Райли - это минималист, у него развито ощущение восточной ладовой музыки...
Тигран Мансурян
String quartets
Год выхода: 2005
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (tracks)
Сканы: нет
Размер: 182 Мб
String quartet No 1
01 - Allegretto
02 - Agitato
03 - Maestoso
String quartet No.2
04 - Andante
05 - Larghetto
06 - Andante
07 - Testament. Lento
ROSAMUNDE QUARTETT
2005 ECM records
Элегические настроения Мансуряна выразились через "квазирелигиозный штамм" от армянского композитора Комитаса добавкой Бартока, Шостаковича и Пярта. Желающим активной, энергичной музыки придётся довольствоваться фрагментами первого квартета. Качество звука превосходно.
Allmusic
Отличные вещи, "мягкий" авангард.
Тигран Мансурян
Ars poetica
Год выхода: 2006
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: есть
Размер: 211 Мб
Part I. Three night songs
01 - Night
02 - Insomnia
03 - Anxiety
Part II. Three portraits of women
04 - Your enamel profile
05 - The rainbow
06 - Manon Lescaut
Part III. Three autumn songs
07 - The wind
08 - Japanes tankas
09 - Song of autumn
10 - Part IV. And silence descends
ARMENIAN CHAMBER CHOIR (35-voices)
Robert MLKEYAN
Lirycs by Yeghishe Charents (1897-1937).
Live recording at Saghmosavank monastery, Armenia on June 6, 2003
"Честное пение" - никаких трюков и спецэффектов, только замысел композитора. Армянский камерный хор дисциплинирован и хорошо сбалансирован. Особые резонансы армянского языка, недоступные западным и даже российским хорам придают музыке новое качество, лежащее, как бы, вне времени. Побалуйте себя этой записью!
Dominy Clements, Music Web
Тигран Мансурян
Collection
Год выхода: 2010
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (tracks)
Сканы: есть
Размер: 207 Мб
01 - Tagh for the funeral of the lord
KASHKASHIAN, Kim (viola)
SCHULKOWSKY, Robyn (percussion)
02 - Sung out the window facing mount Ararat. Three arias. Andante ma non troppo
03 - Sung out the window facing mount Ararat. Three arias. Tranquilo poco libero
04 - Sung out the window facing mount Ararat. Three arias. Lento ma non troppo
KASHKASHIAN, Kim (viola)
BOSTON MODERN ORCHESTRA PROJEKT
ROSE, Gil (conductor)
05 - Nostalgia
LUBIMOV, Alexei (piano)
06 - Sonata in 3 movements (1967). I
07 - Sonata in 3 movements (1967). II
08 - Sonata in 3 movements (1967). III
LUBIMOV, Alexei (piano)
09 - Three pieces (1970). I
10 - Three pieces (1970). II
11 - Three pieces (1970). III
LUBIMOV, Alexei (piano)
12 - Tovem (1979)
SOLOISTS ENSEMBLE OF THE BOLSHOI THEATRE ORCHESTRA
LAZAREV, Alexander (conductor)
Bonus
KOMITAS
13 - Oror (2:52)
MANSURIAN, Tigran (piano)
Одна из попыток "выпускать альбомы" под "оттоманском лейблом" ANKA MUSIC. Записи Мансуряна со сборников. В качестве бонуса - "Oror" Комитаса в исполнении Тиграна.
CD оформлен картинами Вачагана Норазяна.
Рано или поздно мы запустим анку мьюзик, этот релиз и другие опыты не будут считаться. Формат компакт-дисковых альбомов безбожно устарел.
Полиграфия:
Тигран Мансурян
Quasi parlando
Год выхода: 2014
Жанр: avant-garde
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (tracks)
Сканы: есть
Размер: 298 Мб
Double cncerto for violin, violoncello and string orchestra (1978)
01 - I. Largo concentrando
02 - II. Largo sostenuto
03 - Romance for violin and string orchestra (2011)
04 - Quasi parlando for violoncello and string orchestra (2012)
Concerto No.2 'Four serious songs' for violin and string orchestra
05 - I. Andante con moto
06 - II. Andante mosso, agitato
07 - III. Allegro vivace
08 - IV. Con moto, molto semplice
Patricia KOPATCHINSKAJA (violin)
Anja LECHNER (violoncello)
AMSTERDAM SINFONIETTA
Candida THOMPSON
На этом великолепном диске два опуса Мансуряна, написанные в разные времена (30 лет разницы!) и два недавних, созданных для каждой из солисток. Дирижёр Кандида Томпсон умело подчёркивает богатство армянских народных мотивов, составляющих фон для скрипки Капочинской. Мучительные, но сдержанные драматические фразы образуют контраст с трансцедентной и безмятежной меланхолией. Виолончель Ани то и дело выходит на первый план, блистая какой-то поэтической подвижностью, как бы "резонируя" в интенсивных фрагментах и расслабляя изысканнстью в ностальгических.
Аня и Патрисия достойны друг друга по части виртуозности и ведут диалог своих оживших инструментов.
Hrayr Attarian
Тигран МансурянBabadjanian, Mansurian, Tchebodarian, Hakhinian
Armenian piano trios
Год выхода: 2004
Жанр: classical
Оригинал: компакт-диск
Качество: lossless, 16/44
Формат: flac (image .cue)
Сканы: нет
Размер: 270 Мб
Arno Babadjanian. Trio for piano (1952)
01 - Largo. Allegro expressivo
02 - Andante
03 - Allegro vivace
Tigran Mansurian. 5 bagatelles for piano trio (1985)
04 - I. Largo
05 - II. Moderato
06 - III. Allegro
07 - IV. Allegro
08 - V. Moderato
09 - Gayaneh Tchebodarian. Trio piano (1945)
Krikor Hakhinian. Trio for piano (1964)
10 - I. Passacaglia. Andantino
11 - II. Fuga. Allegrotto
12 - III. Aria. Adagio
13 - IV. Toccata. Allegro assai
Levon CHILINGIRIAN (violin)
Viviane SPANOGHE (violoncello)
Andre DE GROOTE (piano)
ВЕСЁЛАЯ НАУКА.
О благородстве
Вкус натуры значимой ценит исключения, которые остальных не трогают и выглядят лишёнными сладости; у этой натуры своя мера стоимости. Она не полагает в идиосинкразии вкуса эту меру, даже принимает личные понятия за общезначимые и так упирается в тупик. Она верит, что подобная шкала (неявно) присуща многим людям, а вера исполняет её пыла и красноречия.
Сознательность - позднейшая ступень развития органического, поэтому наиболее недоделанное и немощное в нём. Не будь смирительная рубашка инстинктов сильнее, человечество погибло бы от извращённых суждений и бредов наяву. Люди мнят себя уже сознательными и прилагают мало усилий к тому, чтобы ими стать. Новая и едва ли ясно различимая цель - усвоить знание и сделать его инстинктивным. Покуда мы усваивали заблуждения, на которых наша сознательность и покоится.
Мы не имеем античного благородства, т. к. не имеем понятия об античном рабе. Грек находил между собой и рабом чудовищное количество промежуточных ступеней, а мы привыкли к учению о равенстве, хотя и не к самому равенству. Подневольное существо, лишённое досуга, не выглядит в наших глазах чем-то презренным, ибо мы и сами такие, по условиям общественного порядка. Греческий философ жил с тайным ощущением, что рабов намного больше, чем думают - каждый суть раб, если он не философ, и все они рабы философа. Ныне слово "раб", даже как сравнение, лишено полной силы.
Искать работу для заработка - в этом сходны почти все жители цивилизованных держав. Работа видится как средство, а не цель; оттого у них мало разборчивости, когда мерещатся барыши. Но бывают редкие люди, которые охотнее погибли бы, чем работали без интереса. Они оценивают работу не деньгами, а удовольствием, будь это даже тяжелейший, суровый труд. Иначе остаются решительными лентяями, игнорируя обнищание, бесчестье, опасность для здоровья и жизни.Часовой пояс GMT +3, время: 13:56.