Желающие могут скачать библиотечку книг о Стравинском, это обыкновенная литература такого рода. Качество тоже обычное, рунетное, самодельные ужатые сканы.
Сетевые аннотации:
Асафьев, Борис (литературный псевдоним - Игорь Глебов) Книга о Стравинском
Л., Тритон, 1929, 404 стр.
DjVu, отсканированные страницы
Данную книгу, верояно, назовут формальной, так как сейчас весьма расширены и спутаны представления о формализме, формальном методе, анализе формы и т. д.. Здесь не место в этом разбираться. Сказать надо только, что в исследованиях музыки невозможно миновать того, что представляется "узко-специальными моментами".
Варунц, Виктор (составитель) И. Стравинский. Публицист и собеседник
Советский композитор, 1988, 513 стр.
PDF, DjVu, отсканированные страницы
Первая научная публикация статей и интервью И. Стравинского, появившихся на протяжении жизни композитора в журналах и газетах. Главная тема - проблемы музыки XX в. Книга снабжена справочно-библиографическим материалом и комментариями. Предназначена для музыкантов-профессионалов и любителей музыки.
Вершинина, Ирина Ранние балеты Стравинского
Год: 1967
М., Наука, 1967, 212 стр.
DjVu, отсканированные страницы
Успех пришел к Стравинскому с премьерой "Жар-птицы", через год он был закреплен и умножен постановкой "Петрушки" и, наконец, в "Весне священной" достиг своего апогея. Искусство молодого Стравинского - неотъемлемая часть "русских сезонов", и глубоко прав был Н. Я. Мясковский, когда еще в 1911 году писал: "Не будь Дягилева, расцвел ли бы с такой мощью и блеском несравненный талант И. Стравинского?".
Друскин, Михаил Игорь Стравинский
2009
С-Пб., Композитор, 2009, 573 стр.
ISBN: 978-5-7379-0374-9
DjVu, отсканированные страницы
Игорь Федорович Стравинский - один из тех русских композиторов, которые оказали огромное влияние на современную музыку. В его творчестве отразились разные стороны мирового музыкального процесса XX столетия, но, на протяжении своей долгой жизни, он оставался русским художником, накрепко связанным с традициями отечественной культуры. Такова одна из центральных сквозных тем настоящей книги.
Савенко, Светлана Мир Стравинского
М.: Издательский дом "Композитор", 2001, 355 стр.
ISBN: 5-85285-492-1
PDF, сканированные страницы + слой распознанного текста
Монография посвящена творчеству И. Ф. Стравинского (1882-1971), русского композитора, дирижера, пианиста и музыкального писателя. В книге освещается его творческий и жизненный путь (в виде хроники основных событий), а также анализируются основные проблемы музыкального и литературного наследия Стравинского.
Книга предназначена для музыкантов-профессионалов и просвещенных любителей, интересующихся искусством XX века.
Стравинская, Ксения О И. Ф. Стравинском и его близких
Л., Музыка, 1978, 230 стр.
PDF, отсканированные страницы + слой распознанного текста
Настоящая книга строго документальна. К. Ю. Стравинская пишет только о том, что лично видела и пережила. Этим ее книга выгодно отличается от публикаций, смешивающих жанр воспоминаний с жанром эссе, приправленных беллетристическим вымыслом, изобилующих сомнительными гипотезами. Автор предпосылает каждой части раздел, вводящий читателя в повествование, текст писем и дневников перемежает пояснениями. Эти пояснения содержат весьма важные сведения, частью почерпнутые из семейного архива, частью являющиеся результатом изысканий самой Ксении Юрьевны Стравинской.
Стравинский, Игорь Хроника моей жизни
Л., Государственное музыкальное издательство, 1963, переводчик Л. В. Яковлева-Шапорина, 267 стр.
DjVu, отсканированные страницы
Во всех этих отношениях "Хроника" обнаруживает сходство с мемуарами учителя композитора - "Летописью моей музыкальной жизни" Н. А. Римского-Корсакова. Но, несмотря на все особенности склада, характера и стиля "Хроники", а вернее было бы даже сказать - именно вследствие этих ее особенностей, читатель книги, листая ее страницы, черпает в них живое ощущение личности ее автора, человеческой и художнической. Весь стиль книги - лаконичный, суховатый, "деловой", чуждающийся каких-либо "рамплиссажей" - прямое отражение его натуры, его психологии.
Стравинский, Игорь Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии
Л., Музыка, 1971, 448 стр., переводчик В. А. Линник
DjVu, отсканированные страницы, распознанный текст (с ошибками OCR)
Книга, безусловно, представляет интерес для широкого круга читателей.
Игорь Стравинский, заметная фигура в культурной жизни XX века, делится своими воспоминаниями и рассуждениями. В неторопливой, подробной беседе с Робертом Крафтом Стравинский отзывается, подчас в свойственной ему, довольно едкой манере, о музыке, музыкантах, литераторах и художниках - всех тех, с которыми он был знаком или тесно сотрудничал на протяжении всей своей жизни, чьи произведения были им замечены или повлияли на его творчество. Отдельной главой обсуждаются собственные работы композитора. Перед нами возникает живая картина прошлого века, когда известность не обязательно была следствием скандала, когда откровенность не означала порнографию. Заинтересованный читатель сможет ознакомиться со взглядами Стравинского на современную музыку и классическую, композиторское искусство, а так же из первых уст узнать о жизненном пути Стравинского: его юности, учителях, подробности жизни в Петербурге и в эмиграции.
Стравинский, Игорь Хроника моей жизни
М., Композитор, 464 стр.
PDF, отсканированные страницы
В отличие от издания советских лет, это не было сокращено, а так же изобилует комментариями к тексту.
Ярустовский, Борис Игорь Стравинский
Л., Музыка, 1982 (издание 3-е, дополненное), 280 стр.
PDF, отсканированные страницы
Монография Б. М. Ярустовского, вышедшая первым изданием в 1963 году, познакомила нашего читателя с музыкой Стравинского в ее полном объеме и основных чертах эволюции. Ярустовский придерживается сложившейся к тому времени периодизации творческого пути Стравинского, которая основывается на "географических" переменах в судьбе композитора. Соответственно первые четыре главы последовательно описывают русский, швейцарский, парижский и американский периоды жизни Стравинского. Пятая глава книги посвящена общим проблемам стилистики.
Игорь Стравинский
The Firebird, piano transcription by the composer
Год выхода: 2003 Жанр: classical Оригинал: компакт-диск Качество: lossless, 16/44 Формат: flac (tracks) Сканы: есть
Жар-птица, сказка-балет в двух картинах / The Firebird, complete ballet (1910). Транскрипция композитора для фортепиано соло
01 - Вступление / Introduction
02 - Заколдованный сад Кащея / The enchanted garden of Kastchei
03 - Появление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем / Appearance of the Firebird, pursued by prince Ivan
04 - Пляс Жар-птицы / Dance of the Firebird
05 - Пленение Иваном-царевичем Жар-птицы / Capture of the Firebird by prince Ivan
06 - Мольбы Жар-птицы / Supplication of the Firebird
07 - Появление тринадцати зачарованных царевен / Appearance of the thirteen enchanted princesses
08 - Игра царевен золотыми яблочками / Game of the princesses with the golden apples
09 - Внезапное появление Ивана-царевича / Sudden appearance of prince Ivan
10 - Хоровод царевен / Round dance of the princesses
11- Наступление утра. Вторжение Ивана-царевича в замок Кащея / Daybreak. Prince Ivan enters Kastchei's palace
12 - Волшебные перезвоны, появление чудовищ - слуг кащеевых и пленение царевича / Magic carillon. Appearance of Kastchei's monster guardians. Capture of prince Ivan
13 - Выход Кащея Бессмертного. Разговор Кащея с Иваном-царевичем. Заступничество царевен / Arrival of Kastchei. The immortal. Dialogue of Kastchei and prince Ivan. Intercession
14 - Появление Жар-птицы / Appearance of the Firebird
15 - Пляска кащеевых слуг под чарами Жар-птицы / Dance of Kastchei's retinue, enchanted by the Firebird
16 - Поганый пляс Кащеева царства / Infernal dance of all Kastchei's subjects
17 - Колыбельная (Жар-птица) / Lullaby (The Firebird)
18 - Смерть Кащея. Полный мрак / Kastchei's death
19 - Исчезновение Кащеева царства, оживление окаменелых воинов. Всеобщее ликование / Disappearance of Kastchei's palace and magical creations. Return to life of the petrified knights. General rejoicing
Idil BIRET (piano)
Балет "Жар-птица" дотоле не известного композитора Игоря Стравинского произвёл потрясающее впечатление в Европе и был назван "русским чудом". Одурманивающая красота сочинения, соединяющего утонченность импрессионизма с загадочной стихийной варварской силой, простоту и небывалые ритмические формулы, казалась европейцам новой, удивительной и сложной, хотя в общем-то, существовала давно.
Интернет
На этом диске авторское переложение "Птицы" для фортепиано.
ОБ ЭТОМ ДИСКЕ И ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ СТРАВИНСКОГО ВООБЩЕ
Французский пианист Мишель Берофф записал вполне убедительный комплект всего фортепианного Стравинского - как сольного, так и с оркестром/ Для любого пианиста справиться с таким материалом задача крайне сложная и специфичная, ибо при сравнительно небольшом количестве опусов совсем непросто охватить их беспрецедентное стилистическое разнообразие - от ранней романтической сонаты до "Трёх фрагментов из Петрушки" и изощрённых неоклассических сочинений.
Исследование фортепианных произведений Стравинского ясно демонстрирует концентрацию определенного круга тем, идей, стилистических средств, присущих тому или иному периоду. В 1-й фортепианной сонате и Скерцо звучат отголоски музыки Лядова, Рахманинова и Метнера, в первом опубликованном фортепианном произведении композитора - Четырёх этюдах - находят отражение традиции виртуозного этюда, распространенного у русских композиторов конца 19-начала 20 веков. В "Трёх фрагментах из Петрушки"? рожденных на рубеже двух периодов, в органичном синтезе соединяются как средства композиторов Могучей кучки, так и совершенно новаторские, присущие индивидуальному письму. Характерно для Стравинского обращение к джазу, к новым американским танцам pег-тайму и rейк-уоку (в Piano-rag-music). В фортепианных произведениях неоклассического периода музыкальные импульсы более разнообразны. Для них характерно обращение к приёмам старинного клавирного письма - ориентация на художественные принципы барокко, классицизма. Так, в Концерте для фортепиано и духовых, Сонате, Серенаде прослеживаются традиции фортепианного стиля Баха и Генделя, итальянского барокко. Наоборот, в Каприччио явственны раннеромантические импульсы, идущие от Вебера и Шопена. Последним и наиболее хронологически удаленным от всех фортепианных произведений композитора являются Движения для фортепиано и оркестра, выдержанные в серийной технике письма.
Ранние фортепианные произведения Стравинского - Скерцо (1902) и Соната (1904) написаны в период обучения у Римского-Корсакова и связаны со стремлением автора использовать жанры, широко представленные в русской фортепианной музыке 19 века. В своих литературных трудах Стравинский указывает на целый ряд композиторов, творчество которых явилось одним из истоков в развитии и формировании его композиторского мышления. Это Глинка, композиторы Могучей кучки, Чайковский, Глазунов, Лядов, Скрябин, Рахманинов. Стравинский впоследствии подверг резкой критике свои первые фортепианные сочинения, расценив сонату как "неудачное подражание позднему Бетховену".
В первом опубликованном произведении Стравинского - Четырех этюдах, ор.7 (1908) - композитор опирается на традиции Аренского, Лядова, Скрябина в данном жанре. Первый этюд полон романтического порыва, устремленности, страстности патетического высказывания. Третий - светлая, мягкая лирика, тончайшие, едва уловимые оттенки ее состояний. Во Втором и Четвертом этюдах встречается другая сфера образных ассоциаций с русской музыкой. Это яркая, праздничная, бурлящая романтическая стихия, импульсивность напряженного динамизма. Во Втором и Четвертом этюдах разрастаются масштабы жанра, увеличиваются темпы. Виртуозно-технической стороне во всей системе средств фортепианного письма принадлежит ведущее значение.
Цикл "Пять пальцев" (1921) написан Стравинским специально для его сына Святослава (Сулимы), в качестве педагогического руководства для его ознакомления с игрой на фортепиано. "Это восемь очень легких мелодий, в которых пять пальцев правой руки, поставленные на клавиши, уже не меняют своего положения в течение периода или всей пьесы, тогда как левая рука, аккомпанирующая мелодии, выполняет самый простой гармонический или контрапунктический рисунок. Работать над этими маленькими вещицами мне было довольно занятно. Мне хотелось самыми скромными средствами пробудить в ребенке вкус к комбинациям мелодического рисунка с упрощенным аккомпанементом".
К одной из ярких страниц фортепианного наследия Стравинского относится написанная для Артура Рубинштейна Piano-rag-music (1919). В этой пьесе композитор интерпретирует джазовые традиции в духе музыкального кубизма.
На рубеже русского и неоклассического периодов Стравинский создает виртуозную фортепианную транскрипцию - Три фрагмента из балета "Петрушка" (1921), произведение невероятной технической сложности (сам автор никогда не играл его из-за недостаточной техники левой руки).
Период с середины 20-х знаменуется особой творческой активностью Стравинского в создании фортепианной музыки. Возникают Соната No.2 и Серенада для фортепиано соло, Концерт для фортепиано и духовых, Каприччио для фортепиано с оркестром. Такая плодотворность композитора была обусловлена и интенсификацией исполнительской деятельности Стравинского.
В Серенаде заметна стализация контрапунктических танцевальных сюит старых итальянцев. Она состоит из четырех частей: вступительной торжественной интрады, большого сольного виртуозного эпизода - "приветствие артиста своему патрону" (Стравинский), романса, танцевальной части и заключения. Хотя тональность сочинения определена автором уже в заглавии - "Серенада в ля", эта тональность, по его словам, весьма условна: она лишь означает, что ля является центральным звуком-полюсом, к которому тяготеет все звучание пьесы. Рояль трактуется сухо, как ударный инструмент, без педали, без нарастаний и убываний звука, но с различными динамическими эффектами "ударности".
В том же конструктивном стиле написана фортепианная Соната. В ее основе двенадцатиступенный звукоряд, развернутый в линеарном плане и тонально опирающийся на мажоро-минорный лад до. Подобно Серенаде, в этом сочинении приобретает более важное значение смена усиления и угасания характерных интонационных оборотов (часто классицистически обобщенных, гаммо- и арпеджиообразных), чем развитие тем-образов; эти общие формы движения основываются, обычно, на мелких интонационных ячейках, которые искусно перемещаются, по-разному сцепляются, взаимозаменяются, явно демонстрируя эстетический примат конструктивного, рационального начала над эмоционально-образным. Стравинский пояснял, что название "соната" он использует в старинном его значении (от слова sonare - звучать). По признанию автора, в период сочинения сонаты он стремился обогатить свою фантазию проигрыванием фортепианных сонат Бетховена.
Фортепианному концерту принадлежит особое место в наследии Стравинского. Исключительно смелый, антиромантический по характеру замысел концерта предполагал преимущественно ударно трактованное фортепиано и духовые (кроме того, в партитуре присутствуют контрабасы и ударные инструменты). Столь необычный ансамбль представлялся композитору идеальным образцом взаимодействия тембров: согласно ремарке Стравинского, контрастирующая ударному соло группа духовых продлевала звучание фортепиано и создавала эффект человеческого дыхания. Апеллируя к высоким традициям эпохи барокко, композитор сочетает приемы Баха и Генделя с острой интерваликой и джазовой ритмикой, звучащей абсолютно по-стравински, и приходит к совершенно оригинальной композиции, отличающейся жанрово-стилевой многозначностью. В первой части Фортепианного концерта применяется инвенционное письмо в духе Баха (тема Allegro сходна с темой фуги c-moll из первого тома "Хорошо темперированного клавира"), во второй части оно сочетается с русской кантиленой, которая чередуется с импровизациями в духе баховских органных и клавирных фантазий, а финал возвращает к генделевско-баховскому типу фактуры, в которую внедряются большие септимы и уменьшенные октавы.
В Каприччио для фортепиано с оркестром барочные идеи ансамблевого музицирования сочетаются (в небрежном духе каприччио!) с пианистическим пальцевым орнаментом в стиле Вебера и с джазированными оборотами.
В Движениях для фортепиано с оркестром весь музыкальный материал, излагаемый серийно, распределен между семнадцатью участниками ансамбля. Движения состоят из пяти фрагментов и четырех интерлюдий между ними, основанных на серии тонов и серии длительностей. Подобная серийная организация формы способствует равнозначности распределения материала между всеми инструментами. Наряду с этим, серийность формы обуславливает несамостоятельность, взаимозависимость всех участников ансамбля как составных частей единого целого. В соответствии с данными особенностями формы, фортепиано в Движениях является не солирующим инструментом, а необходимым участником ансамбля. Серийная техника предполагает и определенную систему стилистических средств. Характерные особенности письма Стравинского в данном сочинении полностью соответствуют ей: это линеарность, прозрачность музыкальной ткани, полиритмия, плоскостная динамика, общий для всех инструментов артикуляционный штрих non legato.
Год выхода: 2011 Жанр: classical Оригинал: компакт-диск Качество: lossless, 16/44 Формат: flac (image .cue) Сканы: есть Размер: 376 Мб
CD1 Suite d'apres des themes, fragments et morceaux de Giambatista Pergolesi (Pulcinella)
01 - Introductione
02 - Serenata
03 - Tarantella
04 - Gavotta con due variazione
05 - Scherzino
06 - Minuetto e finale
07 - Ballad (from Le Baiser de la fee)
08 - Danse russe (from Petrushka)
09 - Chanson russe (from Mavra)
10 - Pastorale
Divertimento (from Le Baiser de la fee)
11 - Sinfonia
12 - Dances suisses
13 - Scherzo
14 - Pas de deux
CD2 Duo concertant
01 - Cantilene
02 - Eglogue I
03 - Eglogue II
04 - Gigue
05 - Dithyrambe
06 - Tango
07 - Elegie
08 - Prelude et ronde des princesses
09 - Berceuse
10 - Scherzo (from L'Oiseau de feu)
11 - Marseillaise, La
12 - Airs du rossignol (from Le Rossignol)
13 - Marche chinoise (from Le Rossignol)
Isabelle VAN KEULEN (violin)
Olli MUSTONEN (piano)
Игорь Стравинский
Complete music for violin and piano
Год выхода: 2010 Жанр: classical Оригинал: компакт-диск Качество: lossless, 16/44 Формат: flac (image .cue) Сканы: есть Размер: 352 Мб
CD1 Suite from 'Pucinella'
01 - Introductione
02 - Serenata
03 - Tarantella
04 - Gavotta con due variazioni
05 - Minuetto e finale
06 - Pastorale (1933)
07 - Airs du rossignol from 'The nightingale' (1932)
08 - Marche chinoise from 'The nightingale' (1932)
Duo concertant (1931-32)
09 - Cantilene
10 - Eglogue I
11 - Eglogue II
12 - Gigue
13 - Dithyrambe
CD2
01 - Bercuese from 'The firebird'
02 - Prelude et ronde des princesses from 'The firebird'
03 - Scherzo from 'The firebird'
04 - Chanson russe from 'Mavra'
Divertimento from 'The fairy kiss'
05 - Sinfonia
06 - Danses suisses
07 - Scherzo
08 - Pas de deux (Adagio)
09 - Variation
10 - Coda
11 - Danse russe from 'Petrushka'
12 - Tango (1940)
13 - Ballade from 'The fairy kiss'
14 - Scherzino from 'Suite italienne'
15 - Marseillaise for solo violin, La (1919)
Anthony MARWOOD (violin)
Thomas ADES (piano)
Rec. 2008
Полное собрание сочинений для скрипки и фортепиано.
Ключевым эпизодом для Стравинского была творческая дружба с Дягилевым. Сергей Дягилев - импресарио, устроивший в Париже "Русские сезоны". Обозначившие начало Эпохи современного искусства.
Надо сказать, что Стравинский и Дягилев родственники, очень дальние:
Для "Русских сезонов" Игорь написал балет "Весна священная". Премьера оглушительно провалилась, зрители оствистали музыку Стравинского, можно посмотреть на этот конфуз в предложенном выше фильме.
Однако, спустя 64 года, "Весну священную", как наивысшее достижение человеческой культуры, записали "на золотой пластинке "Вояджера" - первой фонограмме, отправленной за пределы Солнечной системы для внеземных цивилизаций". https://ru.wikipedia.org/wiki/Золота...нка_«Вояджера»
"Весна" переделывалась 5 раз - в 1921, 1929, 1947, 1965, 1967 годах (более 21000 правок). Между оригинальной и окончательной версией много различий - в оркестровке, динамике, гармонических сочетаниях.
Ниже самые интересные записи этого балета.
__________________
Мужчину любят за достоинства, а женщину за недостатки. (В. Шарбюлье)
Игорь Стравинский
Le sacre du printemps (Весна священная. 1913, 1967)
Год выхода: 2014 Жанр: classical Оригинал: компакт-диск Качество: lossless, 16/44 Формат: flac (tracks) Сканы: есть Размер: 446 Мб
CD1 Весна священная. Картины из жизни языческой Руси. Реконструкция оригинальной версии 1913 года / Le sacre du printemps. Original reconstruction 1913 version)
01 - Часть I. Поцелуй земли. Вступление / Part 1. L'adoration de la terre. Introduction
02 - Часть I. Весенние гадания. Пляски щеголих / Part 1. Les augures printaniers. Danses des adolescentes
03 - Часть I. Игра умыкания / Part 1. Jeu du rapt
04 - Часть I. Вешние хороводы / Part 1. Rondes printanieres
05 - Часть I. Игра двух городов / Part 1. Jeu des cites rivales
06 - Часть I. Шествие Старейшего-Мудрейшего / Part 1. Cortege du sage
07 - Часть I. Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) / Part 1. Le sage
08 - Часть I. Выплясывание земли / Part 1. Danse de la terre
09 - Часть II. Великая жертва. Вступление / Part 2. Le Sacrifice. Introduction
10 - Часть II. Тайные игры девушек. Хождение по кругам / Part 2. Cercles mysterieux des adolescentes
11 - Часть II. Величание избранной / Part 2. Glorification de l'Elue
12 - Часть II. Взывание к праотцам / Part 2. Evocation des ancetres
13 - Часть II. Действо старцев, человечьих праотцов / Part 2. Action rituelle des ancetres
14 - Часть II. Великая священная пляска (Избранница) / Part 2. Danse sacrale (l'Elue)
CD2 Весна священная. Картины из жизни языческой Руси. Редакция финальной версии 1967 года / Le sacre du printemps. Revised 1967 final version)
01 - Часть I. Поцелуй земли. Вступление / Part 1. L'adoration de la terre. Introduction
02 - Часть I. Весенние гадания. Пляски щеголих / Part 1. Les augures printaniers. Danses des adolescentes
03 - Часть I. Игра умыкания / Part 1. Jeu du rapt
04 - Часть I. Вешние хороводы / Part 1. Rondes printanieres
05 - Часть I. Игра двух городов / Part 1. Jeu des cites rivales
06 - Часть I. Шествие Старейшего-Мудрейшего / Part 1. Cortege du sage
07 - Часть I. Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) / Part 1. Le sage
08 - Часть I. Выплясывание земли / Part 1. Danse de la terre
09 - Часть II. Великая жертва. Вступление / Part 2. Le Sacrifice. Introduction
10 - Часть II. Тайные игры девушек. Хождение по кругам / Part 2. Cercles mysterieux des adolescentes
11 - Часть II. Величание избранной / Part 2. Glorification de l'Elue
12 - Часть II. Взывание к праотцам / Part 2. Evocation des ancetres
13 - Часть II. Действо старцев, человечьих праотцов / Part 2. Action rituelle des ancetres
14 - Часть II. Великая священная пляска (Избранница) / Part 2. Danse sacrale (l'Elue)
15 - David Zinman talks about the different versions of 'Le sacre du printemps'
TONHALLE ORCHESTRA ZURICH
David ZINMAN, conductor
Live rec. 7 and 9 June 2013, Tonhalle, Zurich, Switzerland
Вот хороший альбом!
По случаю 100-летия первого исполнения "Весны", Давид Цинман и Цюрихский оркестр Тонхалле записали две различные версии этого эпохального произведения. Релиз включает оригинальную версию "Весны", основанную на автографе партитуры композитора, хранящейся в архиве фонда Пауля Захера в Базеле, Швейцария (практически это реконструкция представления 29 мая 1913 года, которое стало причиной одного из самых громких скандалов в истории музыки) и пересмотренную окончательную версию, авторизованную композитором в 1967 году.
Оригинальная версия звучит насыщеннее, но и теплее. В версии 1967 года мелодические и оркестровые линии проще, обнажённей, конструктивней, у исполнителя больше свободы ввиду отсутствия точных динамических указаний. Особенной переделке и сокращению в окончательном варианте подверглись "Весенние гадания", "Взывание к праотцам" и "Великая священная пляска". Сам Стравинский объяснял причины столь многочисленных поправок стремлением облегчить труд исполнителей и установить контроль над звуком, "чтоб гораздо легче играть ... и уравновесить звучность". Другим, менее музыкальным мотивом для изменений и исправлений был закон об авторском праве. Композитор вынужден был сделать новые редакции произведения и обеспечить его юридической защитой, но всё равно потерял за это время очень много денег, ибо советское правительство отказалось подписывать международные конвенции. В результате всё, опубликованное в России, оказалось возможно исполнять где угодно, ничего не платя автору.
__________________
Мужчину любят за достоинства, а женщину за недостатки. (В. Шарбюлье)
Игорь Стравинский
Le sacre du printemps (Весна священная)
Год выхода: 2015 Жанр: classical Оригинал: компакт-диск Качество: lossless, 16/44 Формат: flac (tracks) Сканы: есть Размер: 143 Мб
01 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Introduction
02 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Les augures printaniers. Danses des adolescentes
03 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Jeu du rapt
04 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Rondes printanieres
05 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Jeux des cites rivales
06 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Cortege du Sage
07 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Le Sage
08 - Premiere partie. L'adoration de la terre. Danse de la terre
09 - Seconde partie. Le sacrifice. Introduction
10 - Seconde partie. Le sacrifice. Cercles mysterieux des adolescentes
11 - Seconde partie. Le sacrifice. Glorification de l'Elue
12 - Seconde partie. Le sacrifice. Evocation des ancetres
13 - Seconde partie. Le sacrifice. Action rituelle des ancestres
14 - Seconde partie. Le sacrifice. Danse sacrale (L'Elue)
Игорь Стравинский. Александр Скрябин
Le sacre du printemps. Le poeme de l'extase (Весна священная. Поэма экстаза)
Год выхода: 2001 Жанр: classical Оригинал: компакт-диск Качество: lossless, 16/44 Формат: flac (image .cue) Сканы: нет Размер: 252 Мб
Игорь Стравинский
Le sacre du printemps. Revised version for orchestra (published 1947)
01 - Part 1. The adoration of the earth. Introduction
02 - Part 1. The adoration of the earth. The augurs of spring. Dances of the young girls
03 - Part 1. The adoration of the earth. Ritual of abduction
04 - Part 1. The adoration of the earth. Spring rounds
05 - Part 1. The adoration of the earth. Ritual of the rival tribes
06 - Part 1. The adoration of the earth. Procession of the Sage
07 - Part 1. The adoration of the earth. The Sage
08 - Part 1. The adoration of the earth. Dance of the earth
09 - Part 2. The sacrifice. Introduction
10 - Part 2. The sacrifice. Mystic circles of the toung girls
11 - Part 2. The sacrifice. Glorification of the chosen one
12 - Part 2. The sacrifice. Evocation of the ancestors
13 - Part 2. The sacrifice. Ritual action of the ancestors
14 - Part 2. The sacrifice. Sacrificial gance (The chosen one)
Александр Скрябин
15 - Le poeme de l'extase. Op.54
KIROV ORCHESTRA
Valery GERGIEV
Recording location: Festspielhaus, Baden-Baden, 24-27 July 1999
Заслуживает внимания работа Валерия Гергиева.
МНЕНИЕ КРИТИКА
Игорь Стравинский записал этот источник музыкальных бед дважды, в ошеломляюще разных темпах. Пьер Монтё, дирижировавший в 1913-м скандальной парижской премьерой, также сделал две противоречащих одна другой записи. Современные интерпретации композитор осмеивал, в особенности выделив для поношений личного характера Караяна и Булеза; похоже, никакое изложение "Весны" удовлетворить его способно не было.
Противоречива сама партитура этой вещи - с одной стороны, она содержит математически точные указания Стравинского, с другой, пропитана буколическим неистовством ритуального танца и образует метафору врожденного качества матушки-России - неуправляемости. Это не то произведение, которое можно исполнять, соблюдая осторожность. Что касается его записей, ближе всего к необузданности, которой требует эта музыка, подошли Бернстайн и совсем еще молодой Рэттл (дирижировавший Молодежным оркестром Великобритании).
Родившемуся на Кавказе и выросшему в замкнутом кругу советской аристократии (дядя его был конструктором танков и любимцем Сталина), Гергиеву трудно было проникнуться умонастроениями воспитанного французской гувернанткой западника Стравинского, да и никакой приязни к такого рода роскоши он не питал. Его понимание "Весны" интуитивно: знал, из чего она выросла - из полных насмешки ритуалов племенного соперничества, которое создало и его страну. Именно такие ритуалы образуют ядро "Весны", буйной и настороженной, принадлежащей к цивилизации, которая предшествовала нашей. Это естественная среда обитания Гергиева и он правит ею, как лев. Ничто в его исполнении не удостаивается уважения, с почтением оно относится лишь к победителю. Фразировка, столь сложная, что многие маэстро переписывали партитуру, убирая деление на такты, передается им с небрежным мастерством. Оркестранты Кировского играют, как одержимые. Такой "Весны" не было ещё никогда.
Из сканов только фронт.
__________________
Мужчину любят за достоинства, а женщину за недостатки. (В. Шарбюлье)
МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО "Я" Стадный инстинкт
Обширные связи и частые аффекты поясняют отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы, однородность его реакций с реакцией других и адаптацию к уровню массы, низкому по определению. Масса как целое показывает нам больше: черты ослабления интеллектуальной деятельности, безудержность порывов, неспособность к умеренности и отсрочке, склонность к отводу эмоций через действия, регресс психики к более ранней ступени, которую мы привыкли находить у дикарей и детей. Эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт "стадного индивида" слишком слабы, чтобы проявиться отдельно и ждут заверки повторением со стороны других. А сколько этих феноменов зависимости узаконено в конституциях, как мало там оригинальности и личного мужества, насколько индивид находится во власти предрассудков и т. п.. Загадка суггестивного влияния разрастается, если признать, что влияние исходит не только от вождя, но ещё и от каждого индивида на каждого индивида. Правда сущность массы без учёта вождя недоступна пониманию. Для него стадный инстинкт вообще не оставляет места, хотя как овцам без пастуха. Корпоративный дух и т. д. не отрицают своего происхождения из первоначальной зависти. Социальная справедливость означает, что во многом себе отказываешь, чтобы и другим нужно было себе в этом отказать. Требование равенства есть корень социальной совести, и, неожиданным образом, проявляется у сифилитиков в их боязни инфекции. Ужас этих несчастных соответствует их бурному сопротивлению - бессознательному желанию заражать других, так как почему им одним надлежало заразиться, а другим нет? Возникновение социального чувства имеет характер идентификации и настойчивого требования уравниловки, которое относится к овцам, а не к вождю - масса хочет единовластия над собой. Множество идентифицированных равных и один главарь - вот ситуация, типичная в жизнеспособной массе. Итак, мнение Троттера (человек животное стадное) мы уточняем: животное орды с её главарём.